Охрана прав детей

План мероприятий Дня правовой помощи детям 2024

 

 

Бесплатная юридическая помощь в Мурманской области

О проведении Всероссийского Дня правовой помощи детям

20 ноября – Всемирный день детей. В этот день в 1989 году Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Было рекомендовано ввести в практику празднование этого дня детей, как дня мирового братства и взаимопонимания детей, посвященного деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире. В нашей стране эту дату отмечают как "Всероссийский День правовой помощи детям".

В рамках проведения Всероссийского Дня правовой помощи детям на территории Кольского района 20 ноября 2018 года правовую помощь несовершеннолетним детям и их родителям (законным представителям) будут оказывать специалисты государственных (муниципальных) органов и учреждений в соответствии с графиком приема граждан. Заявители могут обращаться к специалистам лично или по телефону.

Кроме того, в образовательных организациях будут проведены яркие и значимые мероприятия, посвященные Всероссийскому Дню правовой помощи:интерактивные игры, круглые столы, тематические классные часы, уроки правовых знаний по темам: «Права свои знай, обязанности не забывай», «Правовой всеобуч для родителей, «День правовой помощи», «Всегда есть люди, которые помогут», «Ты имеешь право» с показом презентации «Всероссийский День правовой помощи детям». Проведение указанных мероприятий позволит расширить кругозор детей, сформировать полное представление о своих правах и обязанностях, привить детям навыки правовой грамотности и ответственности за собственные поступки.

График приёма граждан

Охрана и защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В настоящее время в России актуальна проблема защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также вопросы осуществления опеки и попечительства. На сегодняшний день на решение проблемы сиротства направлены ряд федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации. К их числу относятся:

  • Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993,
  • Семейный кодекс Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая);
  • Жилищный кодекс Российской Федерации;

Федеральные законы:

- «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

- «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

- «Об опеке и попечительстве»;

Указы Президента Российской Федерации:

- «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»;

- «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

Постановления Правительства Российской Федерации:

- от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»;

- от 31.12.2009 № 1203 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений» и другие нормативные правовые акты.

Опека или попечительство устанавливаются над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Над детьми, не достигшими 14-летнего возраста, устанавливается опека, над детьми в возрасте от 14 до 18 лет – попечительство.

Опекунами (попечителями), приемными родителями, патронатными воспитателями могут быть только совершеннолетние дееспособные лица, которые:

– не лишались (не ограничивались) родительских прав;

– не отстранялись от обязанностей опекуна (попечителя);

– не имеют заболеваний, не позволяющих воспитывать ребенка (перечень заболеваний утвержден);

– имеют постоянное место жительства, отвечающее санитарным нормам.

При установлении опеки (попечительства) учитываются нравственные и иные личные качества кандидата в опекуны (попечители), его отношения с ребенком, согласие членов семьи кандидата в опекуны (попечители) и мнение самого ребенка.

 

Одним из важнейших направлений защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является вопрос обеспечения жилой площадью.

В соответствии с Законом Мурманской области от 25.12.2012 № 1567-01-ЗМО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений однократно предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты).

Лица из числа детей-сирот, которые на 1 января 2013 года не были обеспечены жилыми помещениями, сохраняют право на обеспечение жилыми помещениями независимо от возраста указных лиц.

Для получения жилых помещений специализированного жилищного фонда дети-сироты должны иметь основания нуждаемости в жилом помещении.

Гражданин считается нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, если:

1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения;

2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, но его проживание в занимаемом жилом помещении признается невозможным.

Дети-сироты считаются обеспеченными жилыми помещениями, если имеют:

- право собственности, когда лицо указанной категории является собственником жилого помещения;

- право пользования жилым помещением по договору социального найма в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя.

Проживание граждан указанной категории в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями (членами семей нанимателей) по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

- лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 72 Жилищного кодекса);

- страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот лиц из их числа.