Реабилитация, воспитание и развитие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В ГОБУ «МЦПД «Журавушка» поступают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (далее – дети, ребенок), из разных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, или по другим случаям. Проблема реабилитации, обучения и воспитания таких детей является острой и требует всестороннего изучения, поскольку развитие личности, формируемой в условиях учреждения, имеет ряд особенностей. Роль семьи в развитии ребенка велика, и родителей не заменить добрыми воспитателями учреждения. Сам факт пребывания в учреждении говорит о наличии у ребенка своего «маленького» трагичного жизненного опыта. Что происходит с ребенком, лишенным семьи? Таким детям требуется понимание, а не критика.
Дети, прошедшие через лишения, одиночество, вседозволенность, часто попадают в состояние самопоглощения или им становится присущим такой тип поведения, который изолирует их в собственном мире. Поведение детей, их деятельность сопровождаются навязчивыми действиями или вредными привычками. Такое поведение детей зачастую вызывает проблемы и трудности в работе с ними психологов, воспитателей, социальных педагогов. Все эти особенности поведения детей и проявление вредных привычек сигнализируют взрослым о проблемах детей, таких, как страх, чувство бессилия, выражение своих чувств, сокрытие своего гнева или расстройства. Работа по развитию привязанностей у детей и подростков является одной из основных в отношении их психического развития. Проблемы привязанности проявляются из-за нарушений во взаимоотношениях между членами семьи, травматических событий прошлого, печали, которая влияет на способность ребенка строить новые отношения с окружающими.
Содержание воспитательной работы в ГОБУ «МЦПД «Журавушка» имеют свои отличительные черты, направленные на приспособление каждого временного этапа жизни ребенка к условиям реальной действительности. Особо важным является тот факт, что пребывание ребенка в учреждении позволит ему постепенно научиться выживать в разных жизненных ситуациях. Поведение ребенка, образ его жизни, привычки и навыки значительно изменятся за время пребывания ребенка в учреждении и уже через некоторое время значительно повысится его социальная компетенция. Поведение, навыки ребенка в значительной степени зависят от изменения условий жизни, социального окружения, поддержки со стороны взрослых, что представляет надежную базу для положительного направления развития ребенка.
Вначале, когда ребенок только попадает в учреждение, у него будут обязанности, приводящие к необходимости особой работы с ним, ставящей главной задачей адаптацию к учреждению. Совсем иным путем будет идти его дальнейшая реабилитация. Эти отличия особенно заметны в работе с детьми, которые только попали в учреждение, и с теми, которые уже прожили в нем некоторое время. Учитывая особенности контингента детей, попадающих в учреждение социальной помощи и поддержки, специалистами и педагогами продумывается содержание работы с детьми, так как это дает целый ряд преимуществ. Какие преимущества поэтапного прохождения жизни ребенка в учреждении?
- Пребывание ребенка в учреждении имеет четко выраженную конечную цель, которой предшествует конкретная промежуточная. Выделение целей облегчает воспитателю, педагогу и самому ребенку прослеживать его жизненный путь, позволяет добиваться конечных целей постепенно, усложняя требования к ребенку. Такое содержание работы позволяет ребенку увидеть и почувствовать изменения в самом себе, в своем поведении, в образе жизни, быть активным участником всей работы.
- Этапы, на которые делится время пребывания ребенка в учреждении, помогают воспитателю сосредоточить внимание на развитии именно тех навыков, которые необходимы в данный момент. Овладение навыками, необходимыми для нормальной жизни на каждом временном этапе, легко увидеть, они облегчают адаптацию ребенка к жизни как в учреждении, так и выживание вообще.
- Разделение на этапы помогает осуществить комплексный подход к оказанию социальной помощи и поддержки детям и подросткам, их реабилитацию и коррекцию развития.
- Наиболее ценным является то, что ребенок сам включен в процесс изменения себя, видит, что происходят изменения в нем самом, эти изменения помогают ребенку стать самостоятельным, выжить в разных жизненных ситуациях. Время пребывания ребенка в учреждении будет разным по длительности, но условно оно делится на шесть этапов. Длительность каждого временного этапа может иметь разную продолжительность и даже совпадать по времени с другим этапом, но, по содержанию работы, всегда будут присутствовать все шесть этапов.
ПЕРВЫЙ этап – этап формирования чувства безопасности.
ВТОРОЙ этап направлен на организацию жизни ребенка в учреждении. Данный этап охватывает весь период пребывания ребенка до самостоятельного выхода в жизнь.
ТРЕТИЙ этап включает организацию и проведение разного вида реабилитационной работы с детьми (медицинской, педагогической, коррекционноразвивающей, психологической, социальной и т.д.). На данном этапе предполагаются индивидуальные и групповые формы работы с детьми и подростками в течение всего времени пребывания в учреждении.
ЧЕТВЕРТЫЙ этап направлен на подготовку детей к будущей самостоятельной жизни ребенка.
ПЯТЫЙ этап предполагает самоопределение воспитанников, в том числе и допрофессиональное. Данный этап охватывает все время пребывания ребенка в данном учреждении, а виды работы и формы зависят от возраста ребенка.
ШЕСТОЙ этап связан со временем, когда воспитанник покидает данное учреждение и его готовят к выходу в самостоятельную жизнь или передачу в семью. Время его прохождения очень индивидуально, зависит от конкретной цели, которую реализует воспитанник учреждения.
Разделение времени пребывания ребенка в учреждении на этапы позволяет четко разграничить функции, которые выполняют при этом все специалисты, имеющие отношение к ребенку: специалисты управления образованием, органы опеки и попечительства, учителя, администрация учреждения, социальный педагог, педагоги, воспитатели, сами дети, родители, родственники, лица, заменившие родителей. Каждый из выделенных этапов предполагает включение в организацию жизни ребенка деятельность специалистов, деятельность ребенка и конкретный конечный результат.
Всеми специалистами учреждения проводится комплексная психолого-педагогическая подготовка детей к передаче на воспитание в кровную или замещающую семью, а также осуществляется защита прав и законных интересов детей в период их временного проживания в учреждении.
На 10.01.2023 г. в ГОБУ "МЦПД «Журавушка» проживает и воспитывается 21 ребенок, из них :
- 2 воспитанника посещают МДОУ № 16 с.Тулома
- 16 воспитанников обучаются в МОУ Туломская СОШ
- 3 воспитанника обучаются в МБОУ Кольская СОШ №2
На 01.09.2022 г. в ГОБУ "МЦПД «Журавушка» проживает и воспитывается 20 детей, из них :
- 2 воспитанника посещают МДОУ № 16 с.Тулома
- 15 воспитанников обучаются в МОУ Туломская СОШ
- 3 воспитанника обучаются в МБОУ Кольская СОШ №2
На 01.09.2021 г. в ГОБУ "МЦПД «Журавушка» проживает и воспитывается 23 ребенка, из них :
- 3 воспитанника посещают МДОУ № 16 с.Тулома
- 10 воспитанников обучаются в МОУ Туломская СОШ
- 7 воспитанников обучаются в МОУ Причальненская НОШ
- 1 воспитанник обучается в ГОБОУ Минькинская КШИ
- 2 воспитанника обучаются в МБОУ Кольская СОШ №2
На 26.09.2019 г. в ГОБУ "МЦПД «Журавушка» проживает и воспитывается 24 ребенка, из них :
- 2 воспитанника посещают МДОУ № 16 с.Тулома
- 15 воспитанников обучаются в МОУ Туломская СОШ
- 6 воспитанников обучаются в МОУ Причальненская НОШ
- 1 воспитанник студент 2 курса колледжа
На 01.03.2018 г. в ГОБУ "МЦПД «Журавушка» проживает и воспитывается 23 ребенка, из них :
- 2 воспитанника посещают МДОУ № 16 с.Тулома
- 17 воспитанников обучаются в МОУ Туломской СОШ
- 2 воспитанника обучаются в МОУ Кольской СОШ №2
На 01.09.2017 г. в ГОБУ "МЦПД «Журавушка» проживает и воспитывается 19 детей в возрасте - от 8 до 18лет, из них:
- 3 воспитанника обучаются в МОУ Причальненская НОШ
- 1 воспитанник обучаются в МОУ Кольской ОСОШ
- 11 воспитанников обучаются в МОУ Туломской СОШ
- 2 воспитанника обучаются в МОУ Кольской СОШ №2
- 2 воспитанника обучаются в Мурманском индустриальном колледже